Первым делом представители проверяющих органов при осуществлении выездной проверки обязаны представить служебные удостоверения в развернутом виде. В документах должны быть указаны ФИО проверяющего, наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, должность проверяющего.
Осуществление контрольно-надзорных мероприятий начинается с уведомления юридического лица (индивидуального предпринимателя) о проведении проверки. В большинстве случаев у представителей проверяющих органов должен быть оформленный надлежащим образом приказ (распоряжение) о проведении проверки (за исключением случаев описанных ниже) с указанием основания, предмета и сроков проведения проверки.
Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
-
Внимательно ознакомиться с приказом (распоряжением)
-
Проверить основания для проведения проверки, предмет и вид проверки, а так же сроки проведения;
-
ФИО проверяющих, их должности должны совпадать с должностными лицами, указанными в приказе (распоряжении) о проведении проверки;
-
При проведении проверки рекомендуется использовать аудио или видеосъемку, которая поможет при возникновении спорных ситуаций в судебных органах.
-
Если документы оформлены надлежащим образом и имеются основания для проведения проверки, руководителю или иному уполномоченному лицу необходимо предоставить проверяющим информацию и (или) документы и т.д., которые относятся к предмету данной проверки.
ВАЖНО! Представители проверяющих органов не имеют права препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю), его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
ВАЖНО! Представители проверяющих органов не в праве требовать от юридического лица (индивидуального предпринимателя) документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ, а так же документов, не относящихся к предмету проверки.
ВАЖНО! После проведения проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны сделать запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Пример журнала учета проверок
Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки:
- предоставить акт проверки,
- предписание о необходимости устранения выявленных нарушений (если в ходе проверки установлены нарушения, которые относятся к предмету проверки),
- протокол об административном правонарушении (если за выявленные в ходе проведения проверки нарушения предусмотрена административная ответственность).
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право указывать в акте проверки (протоколе об административных правонарушениях) о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а так же обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Что необходимо знать о проведении проверок?
Отношения, возникающие между представителями проверяющих органов и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон).
В соответствии с Законом проверка — это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
ВАЖНО! что положения Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
- при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
- при осуществлении прокурорского надзора(за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
- при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства РФ;
- при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
- при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
- к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерномуиспользованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
- при проведении налоговогоконтроля.
Полный перечень изложен в ч. 1 ст. 1 Закона.
Получите консультацию от эксперта МедИнфо24:
|