Для начала уточним термин "дискаунтер". Последнее время этот термин в аптечном бизнесе был в некоторой степени обесценен: есть аптеки которые делают себе рекламу, заявляя о том, что они "дискаунтеры", при этом всем, их уровень цены основного ассортимента мало чем отличался от среднерыночного уровня.
Сущность стратегии дискаунтера – значительно (примерно на 10%-20%) ниже уровень цен в сравнении со среднегородским уровнем, за счет экономии на тех факторах, которые не являются важными для клиентов чувствительных к цене (упрощённая выкладка товаров, месторасположение, обслуживание, интерьер).
"Дискаунтер" – это значительно ниже уровень цены (около 10%-20%), нежели в обычных аптеках. К тому же, если уровень цены дорогих товаров является критически важным для целевой аудитории, то для среднего ценового сегмента уровень стоимостного выражения в аптеках – дискаунтерах может быть лишь ненамного (примерно на 5%-10%) ниже среднегородского уровня.
Если пренебрегать нелегальными методами (не платить налоги, продавать фальцифицированый товар), свойственное дискаунтерам значительное снижение наценок относительно к среднегородскому уровню будет невозможным без подключения существенной экономии затрат.
С опыта видно, что грамотное и жесткое управление затратами дает возможность снизить уровень цены на 10%-20%(и более) сравнительно со среднегородским уровнем в основном с помощью таких направлений :
- - минимизировать площадь помещения и издержки на его содержание (использовать прилавочный формат, размещение в малопроходимом месте), витринное оборудование;
- - минимизировать численность персонала и сократить уровень заработной платы в силу ограниченного сервиса: приемлеть значительные очереди, ограничить консультации путем подбора синонимов/аналогов;
- - сократить постоянно поддерживающий ассортимент: работать с более "ходовым" товаром, делать акцент на дорогие препараты.
Также не надо забывать, что для эффективной модели дискаунтера нужно владеть большим количеством клиентов – как минимум надо охватить хоть несколько больших районов города. Из этого вытекает, что аптека-дискаунтер :
- - обязана располагаться в месте с неплохой транспортной развязкой;
- - постоянно проводить рекламу направленную на целевую аудиторию;
Несмотря на то, что настоящие аптечные дискаунтеры развиты еще слабо, но в ближайшем будущем имеют большие возможности. Есть так же и ограничения этого типа направления:
- - большая доля покупателей за счет характера покупок (эпизодические и сравнительно небольших размеров) больше ориентируются на удобство размещения аптеки, обслуживание, широкий выбор товара, нежели на низкую цену. Всего лишь у 1/3 покупателей модель дискаунтера вызвала интерес;
- - рядовые аптеки незаметно расширяют элементы модели дискаунтинга дорогими товарами;
- - из-за более высшего потенциала экономии в области дистанционной торговли, происходит передвижение операций дискаунтеров в эту область.
В долгосрочной перспективе скорее всего дискаунтеров ждет сокращение: за счет развития лекарственного страхования и введения высокоэффективных фармаэкономических стандартов значительно снизится покупка лекарств за счет личных денежных средств покупателей.
Как открыть аптеку с нуля в 2023 году? 7 основных шагов от экспертов
Почему аптеки так популярны и их открывают практически на каждом углу? Всё дело в том, что при любом заболевании - будь то насморк или сыпь, все бегут в аптеку. На...
Обновление документов 2023 и продление ПОДПИСКИ
Новые документы для фармацевтических организаций и актуализация существующих на март 2023 года
Внутренний аудит - обновление 2023
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16.09.2022 г. №8700, был обновлен пакет документов "Внутренний аудит для розничных аптечных и оптовых дистрибьюторских фармацевтических организаций."