В сфере городского аптечного рынка около 90% аптек, от общего их количества на рынке, делятся на 2 распространенных типа:
- "спальные аптеки", которые находятся в спальных районах города. Большее количество клиентов - это постоянные клиенты. Клиенты "спальных аптек" имеют уровень платежеспособности приближенный к среднегородскому уровню.
- "проходимые аптеки", которые находятся в местах с большим потоком людей. Клиентов такого типа аптек можно назвать "транзитными".
По отношению к ассортиментной политики у вышесказанных типов аптек, в связи с их схожестью, можно выделить ряд преимуществ.
Типичные "спальные" аптеки. Ассортиментная политика.
Для " спальных" аптек свойственно следующее:
- небольшое, но постоянное количество клиентов, 2000-5000 человек ( в процентом соотношении соответственно 80% - 90%) - это местные жители спальных районов;
- доминирующее число клиентов, для которых одной из основных целей является свести к минимуму свои затраты, что приводит к более тщательному контролю цен. Численность пенсионеров по отношению к основным клиентам " спальных" аптек в среднем превышает в 2 раза, чем в " проходимых " аптеках.
В связи с такой спецификой можно выделить следующие моменты в ассортиментной политике:
- • имеет место довольно большое отклонение в статистических данных относительно среднегородского ассортимента за счет половозрастных, социальных и других особенностей покупателей. Пример: разница между долей пенсионеров среди покупателей спальных аптек и доходами экономически активных покупателей может колебаться в районе +/- 30% (и выше) по отношению к среднегородскому уровню. Для достижения высокого уровня ассортимента немаловажными являются контроль дефектуры, контроль неликвидных товарных позиций, опросы покупателей;
- • в связи с относительно небольшим разнообразием требований клиентов, финансово-эффективная ниша постоянного лекарственного ассортимента крайне редко бывает выше 10%-20% по сравнению с уровнем среднего общегородского показателя;
- • с коммерческой точки зрения, оправданная часть парафармации в силу потребительских предпочтений, а также экономности клиентов, очень редко может превышать среднегородской уровень больше чем на 10% - 20%.
Типичные " проходимые " аптеки. Ассортиментная политика.
Для " проходимой " аптеки свойственно следующее:
- за счет разной территориальной принадлежности основного контингента покупателей их спрос довольно разнообразный (на протяжении месяца численность клиентуры "проходимой" аптеки крупного города колеблется в приделах 1-2 тыс. разных клиентов, довольно часто имели место случаи больше 2 тыс.) и как правило, обладает несущественной фармакотерапевтической спецификой по отношению к среднегородским.
- большинство экономически активных, в силу этого более платежеспособных покупателей, с высокими потребительскими требованиями: низкая чувствительность к цене, значительно выше число спонтанных (непредусмотренных) покупок.
В связи с такой спецификой можно выделить следующие моменты в ассортиментной политике:
- • анализ и контроль среднегородского ассортимента имеет весомое значение. Что касается дефектуры, которая не подтверждается показателями по среднегородскому уровню ассортимента, требует особого внимания и контроля, так как зачастую эти показатели относительные из-за спроса случайных клиентов;
- • более эффективнее - это поддержание лекарственного ассортимента общей широты, который на 30%-50% (и выше) среднегородского уровня;
- • действенная часть парафармации зачастую превышает среднегородской показатель на 20%-30% (при условии, что уровень местной конкуренции по косметическим средствам и средствам личной гигиены низкий, так же необходимо брать во внимание и аптечную конкуренцию).
Лицензия на аптеку, новшества в законодательстве
Лицензия на аптеку: новые правила, требования и порядок оформления. Изменения в Положении лицензирования фармацевтических организаций и аптек с 2022 года.
Как оформить компенсацию единовременных выплат медицинским работникам?
Формы документов, регламентирующих вопросы единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо...
Реклама лекарственных препаратов без нарушения закона. Основные правила.
Аптеки активно пользуются рекламой в своей работе. Это и интернет-маркетинг, и использование визуальной рекламы (баннеры, вывески, объявления, стенды, стикеры). Аптечные организации имеют право рекламировать БАДы, изделия медицинского назначения, услуги и...