Согласно пятому разделу Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"[1], помимо иных мероприятий, предусмотрено предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (соответствующие Правила представлены в приложении № 5).
Пунктом 5 Правил предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее - Правил) регламентированы условия предоставления субсидии, которые относятся как к соответствующим субъектам Российской Федерации, так и к конкретным медицинским работникам, желающим получить единовременные компенсационные выплаты.
Важно! Однако на уровне федерального законодательства не регламентирована форма заявления медицинского работника о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Кроме того, в министерствах здравоохранения субъектов РФ (медицинских организациях), которые предоставляют медицинским работникам единовременные компенсационные выплаты, представляется целесообразным ведение "Журнала учёта заявлений медицинских работников о предоставлении единовременной компенсационной выплаты".
Требования к медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), намеревающимся получить единовременные компенсационные выплаты:
- Они должны быть гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов);
- Претендент на получение выплат должен быть медицинским работником, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек;
- Данный медицинский работник должен заключить трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил.
Определён размер компенсационных выплат (пункт 5 Правил):
- 2 млн. рублей - для врачей и 1 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации;
- 1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях.
- 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек.
В пункте 7 Правил указывается, что для получения выплаты медицинский работник должен заключить с медицинской организацией гражданско-правовой договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, а также отражены обязательства медицинского работника:
- исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
- возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 и пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
- возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).
При этом возможно заключение соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору (Приложение № 3).
Законодательством не определён как порядок возврата в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (согласно подпункту «б» пункта 7 Правил), так и порядок продления срока действия соответствующего договора на период неисполнения медицинским работником функциональных обязанностей в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (согласно подпункту «в» пункта 7 Правил).
Представляется целесообразным определить алгоритм подобных действий министерствами здравоохранения в конкретных субъектах федерации, предусмотрев, как вариант, написание заявлений медицинскими работниками о возврате части компенсации (согласно подпунктам «б» и «в» пункта 7 Правил (Приложения №№ 4 и 5) и ведение соответствующего журнала учёта этих заявлений (Приложение № 6).
[1] Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения: постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 (ред. от 24.03.2022). "Собрание законодательства РФ", 01.01.2018, N 1 (Часть II), ст. 373.
Документы подготовил эксперт: Старчиков Михаил Юрьевич практикующий юрист со специализацией в сфере медицинского права и юридического обеспечения учреждений здравоохранения, стаж юридической деятельности 26 лет, полковник юстиции запаса. Автор 50 юридических статей в справочно-правовых системах Гарант, КонсультантПлюс, Кодекс и др., автор 9 научно-практических монографий в области медицинского права. |
Какие основные номативные документы содержат требования и условия, необходимые для открытия аптеки / фармацевтического склада?
В современном мире фармацевтическая отрасль играет ключевую роль в обеспечении здоровья населения. Открытие аптеки или фармацевтического склада — это не только возможность вести успешный бизнес, но и большая ответственность. В...
Соблюдение санитарных требований в аптечной организации. Основные правила
Актуальная информация, нормативная документация и подборка СОП по соблюдению санитарного режима в аптечной организации
Валидация ключевого оборудования.
Валидация– это документированное подтверждение соответствия оборудования необходимым требованиям. Рассмотрим контрольные вопросы по которым происходит оценка соответствия.