В соответствии с частью 3 статьи 70 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.

В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.

Однако в процессе практической реализации описываемого права лечащего врача возникают вопросы, на которые не даётся чёткого ответа нормами действующего законодательства.

Во-первых, законом не разработана процедура согласования решения лечащего врача об отказе от наблюдения за пациентом и его лечения или от проведения искусственного прерывания беременности с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации), не указано, обязательно ли при этом написание лечащим врачом соответствующего заявления (иного документа) или достаточно устного заявления.

Во–вторых,  в законе нет перечня оснований, по которым лечащий врач может принять решение об отказе от наблюдения за пациентом и его лечения; указана лишь ситуация, когда нельзя отказаться от лечения (отказ непосредственно угрожает жизни пациента и здоровью окружающих).

В-третьих, нормативно не определено, кто именно из руководящего состава медицинского учреждения является тем самым «соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации)», согласование с которым должен осуществить лечащий врач.

В-четвёртых, неясно, каким образом о подобном решении должен уведомляться пациент, необходимо ли (и каким образом) делать соответствующие отметки в карте амбулаторного больного.

В-пятых, остаётся неразрешённой ситуация, когда имеет место отказ от лечения единственного находящегося в штате организации специалиста.

В-шестых, отказ от наблюдения за пациентом и его лечения лечащим врачом имеет определённые особенности в зависимости от профиля и уровня учреждения здравоохранения, оказывающего медицинскую помощь (например, амбулаторно-поликлинической, стационарной, консультативной и т.п.).

Одним из способов разрешения проблем, возникающих при отказе лечащего врача от наблюдения за пациентом и его лечения  и предупреждения возможных конфликтов между медицинскими организациями и пациентами, может стать разработка и утверждение установленным порядком локального нормативно-правового акта - Положения о порядке отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и его лечения.

Кроме того, даже при отсутствии подобного Положения в конкретной медицинской организации, возможно использование предлагаемых примерных образцов документов, которые могут составляться при отказе лечащего врача от наблюдения за пациентом и его лечения (с учётом особенностей конкретной сферы здравоохранительной деятельности).

Автор статьи:

Старчиков Михаил Юрьевич

практикующий юрист со специализацией в сфере медицинского права и юридического обеспечения учреждений здравоохранения, стаж юридической деятельности 26 лет, полковник юстиции запаса. Автор 50 юридических статей в справочно-правовых системах Гарант, КонсультантПлюс, Кодекс и др., автор 9 научно-практических монографий в области медицинского права.